Информация
об уровне образования, формах обучения и нормативном сроке обучения
Реализуемый уровень образования в МБДОУ – дошкольное образование
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 5 лет
Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется на русском языке.
Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной , принятой и реализуемой самостоятельно в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
Содержание программы направлено на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка –дошкольника и строится с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями, особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Педагогический процесс основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
-творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
-уважительное отношение к результатам детского творчества;
-единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
-преемственность в работе детского сада и начальной школы.
Используемые парциальные образовательные программы и формы организации с детьми, с обоснованием их выбора в соответствии с потребностями и интересами детей
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 146» работает по образовательной программе ДОУ, написанной на основе Программы «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е.Вераксы.
Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста связано с ознакомлением их с бытом и жизнью родного народа, особенностями ею характера, присущими этносу нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной культуры; воспитание патриотических чувств. Для решения вышеуказанных задач в ДОУ ведется работа по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Миханевой
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Для этого используется программа « Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдееваой Н.Н, Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.
Учитывая, что приоритетными направлениями деятельности ДОУ является социально-личностное развитие, художественно-эстетическое воспитание, в своей работе педагоги ДОУ используют элементы парциальных программ и технологий.
Осуществлению эстетического воспитания в процессе развития театрально-художественной деятельности детей, помогает парциальная программа Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр — творчество — дети».
Для художественно-эстетического развития средством детского изобразительного творчества / в работе кружков/ используется Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Направленность Программы
(направленность развития детей)
|
Наименование Программы и автор |
Социально-коммуникативное развитие |
1.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л.Князева, М.Д.Маханева
2.Основы безопасности детей дошкольного возраста. Р.Б.Стеркина О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева
|
Художественно-эстетическое развитие |
1.Театр-творчество-дети. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович
2.Программа художественного воспитания , обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» .Лыкова И.А.
|
Физическое развитие |
Физическая культура дошкольников. Л.Д.Глазырина
|
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Авторы: Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например раздел «Ребенок и другие люди»).
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
ПРОГРАМММА «ТЕАТР – ТВОРЧЕСТВО – ДЕТИ»
Авторы:Н.Ф.СорокинаЛ.ГМиланович.
Программа предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. При этом используются средства и методы решения творческих задач с учетом этапов дошкольного детства.
Актуальность программы ориентирована на целостное развитие личности ребенка и служит целям гуманизации и деидеологизации воспитательно-образовательной работы в детском учреждении и пробуждает интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
Задачи:
— знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);
— поэтапно осваивать с детьми различные виды творчества (по возрастным группам);
— совершенствовать навыки и умения в плане переживания и создания образа, моделирования элементов социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства , учитывающих динамику развития способностей ребенка.
В программе выделены типы задач:
— развивать музыкально-творческие способности;
— воспитывать эмоциональность;
— формировать коммуникативные особенности ребенка средствами театрального искусства;
— совершенствовать артистизм и навыки сценического воплощения, необходимые для участия в детском театре.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Содержание работы по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т.д.
ПРОГРАММА «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
Автор И.А. Лыкова.
Программа представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического развития детей средствами разных видов изобразительной деятельности, содержит целостную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех ступеней дошкольного образования (задачи, планирование и развернутые конспекты сценариев занятий). Программа имеет современные наглядно-методические и практические пособиями (учебно-методические и наглядные).
Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, — методологическая установка, отстаивающая самоценность изобразительного искусства как процесса и результата художественного творчества, в процессе которого ребенок познает окружающий мир и себя в нем.
Цель программы: формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру как универсальному способу гармонизации и личностного самоосуществления в процессе создания эстетической картины мира.
Под эстетической картиной мира понимается целостная, бинарная, динамично развивающаяся система представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом, выраженная в эстетических понятиях и образах. Цель раскрывает основную идею культуросообразной педагогики: введение дошкольников в мир общечеловеческой культуры через ее проблемы, которые каждый ребенок самостоятельно «открывает» в процессе культуроосвоения на основе мышления, эмпатии и продуктивного воображения.
Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях — восприятие, исполнительство, творчество — организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиальных положений.
1. Изобразительная деятельность предстает перед детьми как искусство. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопровождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя в свернутом виде путь развития общечеловеческой культуры.
2. Центральным в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой содержания изобразительного искусства его проблемы выражены эстетическими категориями в форме бинарных оппозиций: красиво (некрасиво), добро (зло), реальность (фантазия), правда (ложь), живое (неживое) и др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети осваивают в творческом процессе. В результате не искусство «опускается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образовании.
3. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, педагога), который учит ребенка смотреть на мир «глазами человека» и передает выкристаллизовавшийся опыт человечества. Человек — носитель культуры — формирует у ребенка разноплановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творчество (по принципу эстетического переживания пережитого, по вектору «от жизни — к искусству».
Цель занятий изобразительным искусством - воспитывать у детей эстетическую культуру в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
— раскрывать природу изобразительного искусства как результата творческой деятельности человека;
— формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, окружающей действительности в целом и самому себе как части мироздания;
— развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого»;
— знакомить с деятельностью художника и народного мастера в трех ипостасях: восприятие — исполнительство — творчество.
— формировать опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Содержание программы выстраивается на общедидактических и специфических принципах. В ряду последних наиболее значимыми являются принципы:
-эстетизации предметно-развивающей среды и детского быта в целом;
-культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
-взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование);
-интеграции различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;
-эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека чувствующего, думающего, созидающего, рефлектирующего);
-обогащения сенсорно-чувственного опыта;
-организации тематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений и ассоциативного мышления;
-взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание индивидуальных художественных образов;
-естественной радости в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.
ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ
РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре.
Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.
Цели МБДОУ:
Разностороннее и целостное развитие детей с учетом их физического и психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Задачи:
-обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям
-создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к ребенку
-развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
-расширение представлений детей о малой родине, достопримечательностей, традиций родного края, о замечательных людях, прославивших свой край
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разработана коллективом МБДОУ с учетом комплексной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2005) , а также переработанной в соответствии с ФГТ программой «От рождения до школы».
Данная программа отвечает новым социально-экономическим условиям развития дошкольного образовательного учреждения, обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе
Уровень образования:
Требования к структуре, объёму, содержанию, условиям реализации и результатам освоения программы определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который направлен на психико-педагогическую поддержку, позитивную социализацию и индивидуализацию, развитие личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Парциальные программы
«Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой
«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой
«Физическая культура дошкольников» Л.Д.Глазыриной
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой
Коррекционные программы:
«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше
Программы дополнительного образования
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой
«Театр –творчество -дети» Н.Ф.Сорокиной
Приоритетными направлениями МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 146» являются: социально-личностное развитие детей и художественно-эстетическое воспитание.
Приоритетное направление деятельности МБДОУ по реализации программы определено для всех групп.
Детям предоставляются следующие образовательные услуги:
Программой предусмотрено, что воспитательно-образовательный процесс является целостным и все разделы программы взаимосвязаны. Развитие ребенка проходит через все направления образовательной работы детского сада.
Художественно-эстетическое развитие детей
Одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ является художественно-эстетическое воспитание (развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность).
Углубляя знания детей о театре, жанрах, обеспечивая взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в педагогическом процессе, решается вопрос самореализации детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Для решения этой проблемы в детском саду созданы хорошие материально –технические и социальные условия.
Имеются:
-комната сказок
-выставочный зал с богатейшими наборами всевозможных кукол (пальчиковый театр, варежковый, куклы би-ба-бо, ростовые куклы, театр игрушек, теневой театр, тростевые куклы). Большинство кукол изготовлены руками педагогов и родителей.
-музыкальный зал
-в группах организованы театральные и музыкальные уголки
- в костюмерной хранится большое количество костюмов для детей и взрослых
Каждый год в марте и апреле проводится месячник театра, когда каждая группа, начиная с 1-ой младшей, показывает сказочное представление для родителей и детей из других групп.
Изобразительная деятельность в детском саду осуществляется через специально-организованные занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Занятия по рисованию проводятся в ИЗОстудии. На занятиях и в свободной удожественно-творческой деятельности детей знакомят с разнообразной техникой рисования (рисование по мокрому, ТРИЗ, набрызг, кляксография и др), поощряется создание поделок из соленого теста, природного и бросового материала. На занятиях и в повседневной жизни используются разнообразные приемы, направленные на формирование эмоционального настроя, эстетической восприимчивости.
В каждой возрастной группе оформлен уголок ИЗОдеятельности. В детском саду оформлены стенды с совместными работами детей и взрослых, организуются тематические выставки рисунков и поделок.
Социально-личностное развитие детей
Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданско-патриотических качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.
Задача наших педагогов заключается в том, чтобы увидеть в каждом ребенке личность, пробудить в нем интерес к истории своего народа, к родной культуре, воспитывать ребенка в духе любви к своей семье, родной природе, большой и малой Родине; дать патриотические, нравственные, этические, эстетические установки
Социально-личностное развитие ведется через все виды деятельности: занятия, игры, кружковую работу, театрализованную и изобразительную деятельность, праздники.
На занятиях детей знакомят с настоящим и прошлым родного города, страны, с государственной символикой, с культурой и традициями родного края. Дети учатся воспринимать и оценивать последствия собственных действий, действий других людей, осознавать ответственность за малую и большую Родину, за будущее всей планеты.
Для социально-личностного развития детей в детском саду созданы условия:
-выставочный зал «Русь, Россия, Родина моя», где представлены следующие экспонаты:
· «Воронеж прежде и теперь»
· У истоков Российского флота
· «Воронеж православный»
· Русские сказочники»
· «Русские народные сказки»
· А.С.Пушкин»
· «Праздники на Руси»
· «Никто не забыт и ничто не забыто»
- уголок русского быта
-комната патриотического воспитания, где детей знакомят с символикой России. Дети могут прослушать гимн, познакомиться с панорамой «Через года, через века – помните!»
-в каждой возрастной группе есть уголки патриотического воспитания, собранные с детьми фотоальбомы «Любимый уголок отдых в Воронеже», «Летний отдых» ,Воронежская символика, гербы городов Воронежской области и т.д.
|